Интервью с Андреем Отиновым председателем правления фонда «Яркий город»

Андрей Отинов: «Живу в центре мира. В столицы не тянет…»

Обозначить профессию Андрея Отинова довольно сложно. Дел, которыми он занимается, всегда несколько, направления увлечений разносторонни, как и точки приложения сил. Неизменен, пожалуй, лишь творческий подход ко всему, в чём он участвует. Это – взгляд со стороны. Но сам Андрей определяет себя гораздо проще: он – кемеровчанин. И не только по факту рождения, жительства или регистрации. Просто место, в котором он живёт, является для него самым лучшим и в чём-то даже сакральным.

Статья городской газеты “Кемерово”

Мама Андрея Надежда Ильинична приехала в Кемерово с Кубани – поступила в горный техникум учиться на связиста. А отец Михаил Дмитриевич родился и вырос в селе Новопестерёво под Гурьевском. Туда ещё в 1920-х, спасаясь от голода, приехала из Пермского края семья деда. Дмитрий Николаевич Отинов освоился в Сибири, хотя иногда продолжал говорить на коми-пермяцком языке. Ну, а дети перебрались в Кемерово. Родители Андрея жили на «новой окраине» города – первый дом Ленинградского проспекта на самом деле был последним, дальше шли лишь кукурузные поля. Отинов хорошо помнит, как там начал строиться новый район с загадочным названием «Шалготарьян».

– Учиться я пошёл в 55-ю школу, куда меня взяли аж в 1-й «Е». Директором была Галина Петровна Володина, которая позже преподавала у нас русский и литературу. В «элиту» я никогда не входил, как и большинство наших ребят, мы скорее чувствовали себя детьми окраины, и в центре города бывали не часто. Окончил школу в 1991-м, ещё в Советском Союзе. Лето всегда проводил в деревне у бабушки Матрёны Ивановны и дедушки. Село знал хорошо, но при этом с раннего детства моими игрушками были исключительно диоды, транзисторы и прочие радиодетали. Слава богу, этого добра в доме, где родители – связисты, всегда было полно. Занимался в радиокружке, очень любил паять схемы, позже в учебно-производственном комбинате КемТИППа изучал советскую компьютерную технику. Но тут в жизни произошли изменения. Когда я учился классе в 7-8-м, мама серьёзно заболела. Чтобы как-то помогать ей, я переключился на изучение и сбор всяческих целебных трав. Через два года всё пришло в норму, врачи отменили поставленный ранее очень серьёзный диагноз. Но я уже пошёл на подготовительные курсы в мединститут, усиленно изучал химию с биологией. А когда пришла пора подавать документы для поступления, внезапно понял, что эта профессия не для меня, я не хочу здесь учиться, даже если удастся поступить. Ну не моё это! И, видимо, своё взяла деревня. И я с теми же документами отправился в сельхозинститут на агрономический.

– То есть отличие яровых от озимых ты знаешь?

– И не только. Одновременно с учёбой на старших курсах я стал принимать участие в некоторых студенческих фестивалях и других мероприятиях, которые во множестве организовывали в КемГУ. И эта общественная жизнь вывела меня на роль председателя студсовета сельхозинститута. Окончив институт, поступил в аспирантуру Новосибирского государственного аграрного университета. Но к 1997 году меня начали одолевать сомнения… Я видел, что преподавательская профессия уже не в чести, не даёт нормальных средств к существованию, а у меня семья, уже родилась старшая дочь. А тут заманчивые предложения о работе по другой специальности – на кемеровской ГТС тогда шло серьёзное техническое перевооружение, требовались люди, и я устроился электромехаником в центр технической эксплуатации. Потом была переподготовка в компании Siemens в Москве, и я ещё три года трудился в системе сотовой связи инженером по базовым станциям.

Но со временем всегда хочется чего-то нового, во всяком случае, у меня это так. Поэтому в 2008 году я начал учиться по программе MBA на базе КемТИППа. А через год поступил на отделение менеджмента Президентской программы подготовки управленческих кадров. Окончив его, понял, что заниматься «железками» уже не хочу. И ушёл в одну из подрядных организаций, обслуживающих Tele2, в качестве технического директора филиала. Но для этого пришлось уехать в Новосибирск, где я проработал два года.

Фото:  личный архив А. Отинова

Андрей Отинов, 45 лет. Коренной кемеровчанин.

Образование: Новосибирский государственный аграрный университет, Президентская программа подготовки управленческих кадров.

Работа: инженер в компаниях «Ростелеком», Tele2; завлит в Кемеровском театре для детей и молодёжи, специалист по работе с молодёжью в МБУ «Клубы по месту жительства». сейчас – индивидуальный предприниматель, руководитель студии веб-дизайна «Цифровая фабрика».

Творческие проекты: вместе с театром «Встреча» участвовал в организации фестиваля «Театральная площадь», литературно-театрального проекта «Лучший» (проводился в Кемерове с 2014 года). В составе фонда «Яркий город» организовывал городской фестиваль «Детализация», в ходе которого выступали десятки творческих коллективов на разных площадках города.

– И что-то пошло не так? Почему всё же вернулся?

– В определённый момент я ощутил, что работа «на дядю» меня не устраивает. Я многое сделал для развития филиалов, но несмотря на это, ничего «моего» здесь нет. И я ушёл. Просто в никуда. Ещё год как-то просуществовал в Новосибирске. Как в каком-то внутреннем монастыре: бегал по Берёзовой роще, жил в районе социального рынка, куда часто ходил и наблюдал за процессами – в порыве научиться правильно торговать. Но у меня закончились деньги и я понял, что надо возвращаться домой в Кемерово. И сразу же родились новые проекты, причём совершенно самостоятельные, где ты и автор, и исполнитель, и критик себя самого и происходящего. В разных интересных местах – в музее, на радио, в университете, театре. Чаще всего это была работа с сетями, продвижение проектов, создание и сопровождение сайтов, но и другого много чего было.

– А как родился проект «Лучший»? Для многих он стал неким стартом в новый этап жизни…

– Это захватывающая история. Одна из лидеров театра «Встреча» Лариса Лапина поделилась замыслом особого театрального проекта. Идея была в следующем: современным взрослым людям надоело быть просто зрителями, они не хотят сидеть и смотреть, а стремятся к тому, чтобы быть активными участниками творческого процесса. Я сразу почувствовал «портрет» зарождающегося творческого конкурса-представления и стал его развивать.

Двенадцать участников (и лучше, если среди них не будет профессионалов, хотя участие актёров и не исключается) читают тексты одного автора. Постоянно сменяемое жюри из пяти человек разных специальностей. И по принципу американского маркетолога Сета Година «победитель забирает всё», определяется только один лучший. В бизнесе такой подход запрещён, но здесь другая ситуация. К тому же принцип соревновательности, а особенно чистой победы, очень популярен и востребован в современном обществе. И ещё один предложенный мною принцип: не замыкаться в пространстве: места проведения конкурса обязательно должны меняться, чтобы «Лучший» путешествовал по узнаваемым и желательно – наиболее известным и значимым для горожан местам.

Задумка позволяет создавать полноценный многоступенчатый конфликт – между участниками конкурса, среди членов жюри, а затем и между зрителями и жюри. Всё это качественно влияет на драматургию напряжённого действа и даёт прекрасную возможность транслировать процесс и победы вовне.

Фото:  личный архив А. Отинова

– Кроме «Лучшего» были и другие интересные проекты вроде фестиваля «Детализация». Как на всё это хватало сил и времени?

– Конечно, всего я не смог бы взять на себя. Поэтому всегда работали в команде с уникальными людьми. Олег Бритвин, Ольга Васильева, Елена Митрофанова, Анна Мартыщенко, многие другие. Нас объединял фонд «Яркий город», которым руководит Наталия Анатольевна Тарасова. Сейчас я пытаюсь приносить пользу недавно созданному губернатором Сергеем Цивилевым координационному совету по развитию креативных индустрий.

– А в столицы не тянет? Наверняка и там есть над чем поработать.

– Лично меня не тянет. Кстати, двадцать лет назад знакомый англичанин Джо Смит – он некоторое время преподавал язык в одной из школ Сургута – предложил мне финансовую помощь, чтобы уехать в Канаду; в те годы эта страна была в моде. Но я без долгих раздумий отказался. И хорошо помню, почему. Для меня Сибирь – это центр мира. А по климату – та же Канада. Но это ещё и родина, я ведь вырос здесь. И тогда, двадцать лет назад, уже верил в то, что Сибирь – это некий мистический край, Земля обетованная – для нас, сибиряков. И что будущее у всех, кто живёт здесь, будет по-настоящему прекрасным. За прошедшие годы, конечно, я несколько подразочаровался в этом, но и сейчас скажу, что никакая Канада мне не нужна. Как и Москва, в которой я много бывал по учёбе и по работе, но так и не ощутил её притягательности. Вот один знакомый священник говорит, что на маленьких улочках столицы ощущает прямо особый кислород. Но мне этого не дано. А уж от Питера тем более не чувствую восторга, тем более – не люблю бывать в этом городе. Мне из всего, что с ним связано, записей песен Шнура вполне хватает.

– А здесь что? Что может противопоставить наш город?

– А здесь всё совсем другое. Это родной дом, место силы. И это не патетика вовсе. Это такая моя правда. Начиная с деревни предков, которая во многом рождает глубинные ассоциации. Там неподалёку есть речка, которая называется Ур, это приток Ини. Это не русский топоним, и для меня это стало поводом придумать собственный миф о древней таинственной реке. Потом я прочел книгу о Шумере – цивилизации с университетами и мощной экономикой, загадочным «царским списком», с историей про Гильгамеша. Исход Авраама – как мост к настоящему. Только потом узнал, что Авраам вышел из Ура Халдейского.

Или возьмём Кемерово. Он образован из нескольких деревень, что тоже символично. Если в Новокузнецке сохранилась городская, а вернее, крепостная стена, то здесь ничего подобного и не было. Но именно в одну из этих деревень приехали переселенцы из Нью-Йорка – создатели АИКа. Им хотелось строить здесь ещё более новый Йорк – как бы уже с двумя «Нью». Желание наверняка бы сбылось, если бы не обстоятельства искривлённой истории нашей страны. Видимо, какой-то заветный камешек они здесь для меня прикопали, добавив месту своей энергетики и мистицизма, завезённых издалека. Так куда же я отсюда уеду? И зачем?